«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота,
а не всевозможные прыжки, бессмысленные
кружения и поднимание ног выше головы…
Так балет падает, безусловно, падает».
Мариус Петипа
ПАТРИАРХ РУССКОГО БАЛЕТА
---------------------------------
11 марта 1818 года,
205 лет назад,
родился
МАРИУС ИВАНОВИЧ ПЕТИПА
(1818— 1910 )
— выдающийся русский
балетмейстер, театральный деятель
и педагог, француз по происхождению
прослуживший в России 60 лет,
---------------
...В конце мая 1847 года извозчик вез по петербургским улицам странного пассажира.
На голове его был повязан платок вместо
картуза,
который был украден в порту,
сразу же после того, как он покинул борт парохода, прибывшего из Гавра.
Прохожие веселились,
глядя на странного седока; он веселился
не меньше, видя себя в центре
внимания.
Так прибыл в Россию человек, которому суждено было определить направление,
по которому в течение десятилетий стал развиваться русский балет.
Сам он похже вспоминал:
«29 мая 1847 года прибыл я на пароходе
в Петербург...
Шестьдесят лет службы на одном месте,
в одном учреждении, явление довольно
редкое, выпадает на долю немногих
смертных...»
Мариус Иванович Петипа (Альфонс Виктор Мариус Петипа́) родился во Франции,
в Марселе в семье артиста балета
и балетмейстера Жана-Антуана Петипа
и драматической актрисы Викторины Морель
- Грассо.
Семья Петипа, как и большинство подобных ей театральных семей,
вела кочевой образ жизни.
Общее образование мальчик получил в Большом коллеже в Брюсселе,
где по приглашению работали его
родители.
Параллельно с этим посещал и консерваторию Фетиса, где изучал сольфеджио и учился игре на
скрипке.
Уже с раннего детства Мариус и его старший брат Люсьен начали учиться хореографическому
искусству у своего отца.
«Семи лет начал я обучаться и танцевальному
искусству в классе отца моего,
переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами
хореографии.
Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим,
из того, что не чувствовал я в детстве
ни малейшего влечения к этой отрасли
искусства», - вспоминал впоследствии
Петипа.
С девяти лет он начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом.
Первой исполненной им партией была роль мальчика
из Савойи в балете
«Танцемания»
(постановка Ж. А. Петипа по хореографии
П. Гарделя).
В начале 1830-х годов семья Петипа перебралась
во Францию, в Бордо,
где отец получил место балетмейстера.
Его занятия хореографией с сыновьями становились
все более серьезными
и углубленными.
В это же время Мариус Петипа начал заниматься
со знаменитым хореографом Огюстом
Вестрисом.
Уже в шестнадцать лет юноша получил свой первый самостоятельный ангажемент,
заняв место первого танцовщика в Нантском театре,
а вместе с этим и балетмейстера.
Балетная труппа была небольшой.
Петипа приходилось «сочинять танцы для опер,
ставить одноактные балеты своего сочинения
и придумывать балетные номера для
дивертисментов».
Через год пребывания в Нанте Петипа сломал ногу,
не мог танцевать и остался без
жалованья.
Выздоровев, он уехал в качестве танцовщика с отцом
в Нью-Йорк.
Однако там отец с сыном «попали в руки интернационального афериста».
В итоге, практически ничего не получив
за состоявшиеся несколько выступлений,
они вернулись во
Францию.
По возвращении Петипа учился в школе Парижской оперы,
однако не был принят в труппу и уехал
в Бордо.
По конкурсу прошел в труппу Большого театра
в Бордо, где хорошо знали его отца
и брата.
Там Петипа танцевал первые партии и начал ставить небольшие балеты.
Однако его словно преследовали неудачи - прогорел антрепренер.
После одиннадцати месяцев обеспеченной жизни опять начались поиски работы.
Петипа принял приглашение в королевский
Teatro del Circo Мадрида и перебрался
в Испанию,
где провел три года, с 1843 по 1846
годы,
и даже стал премьером в труппе.
Пребывание в Мадриде оборвалось неожиданно:
дуэль из-за дамы заставила его бежать
из Испании.
По мере приобретения известности,
Петипа начал получать приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика
и балетмейстера.
Через некоторое время он вернулся в Париж,
где его застало приглашение
из Санкт-Петербурга.
Директор Императорских театров предлагал ему
место первого танцовщика.
Петипа принял приглашение и в 1847 году приехал
в Петербург.
На этот момент ему было 29 лет.
В России он получил имя Мариус Иванович
Петипа.
Первый же выход на сцену принес Петипа успех
у публики, хотя критики приняли его
прохладно.
Он зарекомендовал себя как мимический артист
и характерный танцовщик.
Исполнял ведущие партии в балетах «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар».
Как вспоминал Николай Легат, с отцом которого
дружил Петипа,
«красивый, веселый, одаренный, он сразу завоевал популярность среди артистов».
При этом Петипа не был гениальным танцовщиком,
и успеха на этом поприще добивался
упорными занятиями и личным
обаянием.
Современники также отмечали, что как исполнитель характерных танцев он был сильнее,
чем как классический
танцовщик.
Однако со временем основным его полем деятельности стала работа балетмейстера.
Первым спектаклем, который Мариус Петипа поставил на петербургской сцене в том
же 1847 году,
стал балет «Пахита» Эдуара Дельдеве
(по французскому балетмейстеру Жозефу
Мазилье).
Премьера заслужила благосклонное одобрение императора Николая I,
вскоре после премьеры балетмейстеру было прислано от него драгоценное кольцо в знак признания его таланта.
Балет этот в постановке Мариуса Петипа сохранился более чем на семь десятков лет,
а некоторые фрагменты из него исполняются
и до сих пор.
Работая над постановкой, Петипа, как правило, вначале разрабатывал основные позиционные
построения, используя для этого небольшие
фигурки,
которые расставлял на столе в различных комбинациях, отбирая самые удачные варианты.
Затем наступало время работы
на сцене.
Он внимательно вслушивался в музыку,
которую проигрывали для него
по несколько раз, расчленял ее на фрагменты, постепенно «сочиняя»
танец.
В 1854 году Петипа вступил в брак с балериной Марией Суровщиковой,
«грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой».
Брак, однако, оказался неудачным.
«В домашней жизни недолго могли мы ужиться
с ней в мире и согласии.
Несходство характеров, а может быть,
и ложное самолюбие обоих скоро сделали
совместную жизнь невозможной»,
- писал о нем Петипа.
Через некоторое время супруги
разъехались.
В 1855 году Петипа начал преподавать женский классический танец в петербургском Театральном училище.
Со временем работа балетмейстера стала все больше занимать Петипа,
хотя он и продолжал довольно много танцевать
в балетных спектаклях.
В 1859 году он стал помощником нового балетмейстера Императорских театров Артура Сен-Леона.
В 1862 году официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских
театров.
В том же 1862 году Петипа осуществил первую свою большую оригинальную постановку балета в трех действиях
«Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни,
сценарий которой разработал сам,
взяв за основу роман Теофиля Готье
«Роман о мумии».
В этой постановке Петипа продемонстрировал блестящее владение танцевальными
ансамблями, умелую группировку кордебалета и солистов.
«Дочь фараона», сохранившаяся в репертуаре театра
до 1928 года,
содержала в себе элементы, присущие дальнейшему творческому развитию балетмейстера
и всего российского балета,
который пошел по пути развития танцевального симфонизма и зрелищности.
В дальнейшем эти принципы он развил при постановке других балетов,
среди которых особенным успехом пользовались
«Царь Кандавл»
(в этой постановке впервые на балетной сцене
Петипа использовал трагический
финал),
«Бабочка», «Камарго»,
«Приключения Пелея»,
«Кипрская статуя», «Талисман»,
«Синяя борода» и другие.
В1869 году Петипа был назначен главным балетмейстером и занимал эту должность
до 1903 года.
Поставленный в 1877 году на сцене петербургского Большого театра балет
«Баядерка»
стал истинным шедевром Петипа,
а его финальная картина «Тени» до сих пор считается образцом массового классического
танца.
В 1882 году первая жена Петипа Мария Суровщикова умерла,
и он официально женился второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонида Леонидова – Любови Савицкой
Любовь Савицкая (дочь известного актёра Леонида Леонидова) — также танцевала в императорских
театрах.
Несмотря на то, что балетмейстер был старше жены почти на 35 лет,
брак оказался счастливым.
В этом браке родились шестеро детей:
Надежда, Евгения, Виктор, Любовь,
Мария, Вера.
По признанию самого Петипа, он «впервые узнал,
что значит семейное счастье,
приятный домашний очаг».
Это не помешало Мариусу Петипа иметь и внебрачных: сына (от актрисы Терезы Бурден),
ставшего драматическим актёром,
и дочь (от работницы театра).
За свою жизнь балетмейстер вырастил актёрскую династию,
в том числе драматическую.
По его стопам пошли и внуки, наиболее известная
из которых — актриса Надежда
Петипа-Чижова.
Вершин академизма и симфонизации танца Петипа достиг в последнее десятилетие уходящего века
– в балетах Петра Чайковского
«Спящая красавица» (1890) и
«Лебединое озеро» (1895) и
Александра Глазунова
«Раймонда» (1898).
Последние годы работы балетмейстера были омрачены отношением к нему нового директора Императорских театров Теляковского.
Тот считал, что балетмейстер устарел
и чем скорее удастся отправить его в отставку,
тем лучше.
Однако уволить Петипа он не мог,
так как его поклонником был император
Николай II, изъявивший желание,
чтобы Петипа оставался главным балетмейстером до конца жизни.
Не имея возможности уволить балетмейстера, Теляковский стал чинить ему препятствия
в постановках.
Он постоянно вмешивался в творческий процесс,
делая замечания и давая невыполнимые
указания.
По воспоминаниям дочери Петипа,
во время работы над постановкой балета «Волшебное зеркало»
у ее отца «были большие неприятности
с дирекцией».
Из-за вмешательства Теляковского в заранее продуманное оформление и освещение сцены балет получился не таким,
каким задумывался.
Это так тяжело сказалось на Петипа, что его поразил частичный паралич.
В итоге Теляковский своего добился
– старый балетмейстер ушел
в отставку.
В 1907 году Петипа по настоянию врачей уехал вместе
с семьей в Крым,
где и провел остаток
жизни.
Мариус Петипа скончался в Гурзуфе 1 (14) июля 1910 года в возрасте 92 годаа.
Его тело перевезли в Петербург,
Похороны прошли 8 июля 1910 года
«В 10 часов утра поезд с останками покойного прибыл на Николаевский вокзал», - сообщало издание «Обозрение театров».
После траурной литии гроб был поставлен на колесницу и доставлен на Волково лютеранское
кладбище.
Присутствовал весь цвет балетного
Петербурга.
В последний путь Мариуса Петипа проводили директор Санкт-Петербургской консерватории,
композитор Александр Глазунов,
директор Императорского театрального общества и заодно один из самых богатых российских «тузов»,
глава Русского общества пароходства и торговли Анатолий Молчанов,
артисты балета Матильда Кшесинская и Павел Гердт,
а также множество других танцовщиков,
режиссеров и почитателей таланта
Петипа.
В полдень гроб с его телом был опущен в фамильный склеп,
где уже покоились отец, брат и дочь усопшего.
Всё было кончено.
В 1948 году по решению советских властей его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств на Тихвинское кладбище
Александро-Невской лавры.
-------------------------
Полностью материал здесь:
http://balet24.ru/?p=21600
https://www.interessant.ru/culture/solist-iegho-vieli..
http://expositions.nlr.ru/ex_manus/petipa/
https://www.culture.ru/persons/3038/marius-petipa
https://russkiymir.ru/news/254219/
https://zen.yandex.ru/media/retrospectiva_pro/epoha-r..
edia/retrospectiva_pro/epoha-russkogo-baleta-marius-petipa-5cdc59de214eae00b4606616
--------
- 1)Д/ф"Патриарх русского балета Мариус Петипа"
https://vk.com/rustik40?z=video73264292_456256220%2F0b6ac40cb407235dc6
- 2)Проект"Абсолютный слух"/Мариус Петипа
https://vk.com/wall73264292?day=19032021&z=video73264292_456256223%2F214bb608bbc796e390
- 3)Д/ф"Лебеди в тени Петипа"
https://vk.com/rustik40?z=video73264292_456256224/5ff..