Созидатели. ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ДЕМУТ--МАЛИНОВСКИЙ — скульптор, один из ведущих мастеров русского классицизма — родился 13 марта 1779 г. в Петербурге в семье Василия Демута, который служил при Адмиралтействе «резного дела мастером». Учился в петербургской Академии художеств (1785–1800) у М.И. Козловского. Исполнил надгробие своего учителя в некрополе Александро-Невской лавры. Живя в качестве академического «пенсионера» в Риме (1803–1807), пользовался советами А. Кановы. Вернувшись в Петербург в 1807 году, получил звание академика. С той поры деятельно участвовал в скульптурном убранстве целого ряда значительных зданий северной столицы: - ГОРНОГО института (группа ПОХИЩЕНИЕ ПРОЗЕРПИНЫ ПЛУТОНОМ и барельефы), - КАЗАНСКОГО СОБОРА (СТАТУЯ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО), - АДМИРАЛТЕЙСТВА (СТАТУИ ЕВРОПЫ, АЗИИ, ЕНИСЕЯ и ЛЕНЫ, к сожалению, они уничтожены при обновлении здания в 1860 году, - АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ (ГОРЕЛЬЕФ АРХИТЕКТУРА в интерьере), - МИХАЙЛОВСКОГО ДВОРЦА (РУССКИЙ МУЗЕЙ; барельефы между колоннами и 2 фронтона), - АРКИ ГЛАВНОГО ШТАБА на Дворцовой площади (КОЛЕСНИЦА ПОБЕДЫ, АЛЛЕГОРИЯ СЛАВЫ и другие фигуры; совместно с С.С. Пименовым). - ЗИМНЕГО ДВОРЦА (декор Траурного (Кавалергардского) и некоторых других залов), - ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ (СТАТУИ МИНЕРВЫ, ГЕРОДОТА и ДЕМОСФЕНА), - СЕНАТА И СИНОДА(8 фигур гениев). К числу характерных его произведений также принадлежит фигура РУССКИЙ СЦЕВОЛА (крестьянин, который, согласно легенде, отсек себе руку после того, как наполеоновские солдаты поставили на нее клеймо; гипс, 1813, Русский музей), портретный БЮСТ А. СУВОРОВА (Музей Академии художеств, Петербург), надгробный МОНУМЕНТ М. БАРКЛАЯ -ДЕ-ТОЛЛИ в его бывшем поместье близ городка Тырва в Эстонии, памятник И.О.СУСАНИНУ в Костроме. По его модели исполнен памятник равноапостольному КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ в Киеве. КОЛЕСНИЦА СЛАВЫ НА АРКЕ ГЛАВНОГО ШТАБА ----------------------------------------------------------------------------------------— Когда Карл России, проектируя главную площадь Петербурга, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой, которая стала основным посвящением Отечественной войне 1812 года, родилась идея создать на вершине арки монументальную скульптурную композицию. Подумать только: на высоте в 36 метров, на вершине строения, будто парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней, которых сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. Руководит же этой повозкой крылатая богиня Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью, а в левой держащая лавровый венок. Скульптурная группа работы Пименова и Демут-Малиновского призвана раскрыть тот славный период истории, когда Россия была упоена победой над Наполеоном, и новые здания, появляющиеся в столице, должны были об этом подвиге напоминать. В случае со зданием Главного штаба так и произошло: мотив виден во всех элементах арки. Триумфальная колесница считается самым большим памятником Петербурга. Высота коней — три метра, высота богини Победы — десять метров, при развороте по фронту — почти 16. Проект Карла Росси, одобренный Александром I, предполагал, что на крыше арки будет установлена композиция из двух женских фигур с воинскими атрибутами и гербом государства. Но взошедший на престол Николай I решил придать арке большую помпезность и предложил установить римскую триумфальную колесницу, в которой крылатая богиня Славы следовала бы прямо ко дворцу. Что и было сделано скульпторами Демут-Малиновским и Пименовым. Скульптурная группа «БЛАГОЧЕСТИЕ И ПРАВОСУДИЕ» на зданиях Сената и Синода ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------— Как это ни странно, Карл Росси крайне неохотно согласился принять участие в конкурсе на строительство зданий Сената и Синода и подал свой чертёж самым последним, после нескольких настойчивых напоминаний. Тем не менее, из всех представленных вариантов царю более всего приглянулся именно его чертёж, который после переработок и нововведений являл собой проект двух корпусов, соединённых величественной аркой. Здания примечательны не только своими архитектурными достоинствами, но и живописной скульптурной группой «Благочестие и Правосудие», что возвышается над аркой и символизирует единство церкви и государства, придавая постройкам ещё больше пышности и нарядности. В оформлении фасадов принимали участие скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, создавшие монументы, которые призваны напомнить неблагонадёжным о карающем мече правосудия и справедливости. Впрочем, горожане никак не соотносили форму с содержанием зданий: местные чиновники были знамениты своей продажностью, благодаря которой процветала чудовищная по своим размерам коррупция. Это, а также арка между домами, стали поводом для каламбура «Сенат и Синод живут ПОДарками». Группа «ПОХИЩЕНИЕ ПРОЗЕРПИНЫ» у здания Горного института -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Для здания Горного института скульптор создал группу «Похищение Прозерпины Плутоном» на сюжет античной мифологии в римском переложении. Прозерпина сопротивляется Плутону, который уносит её в подземное царство. Левой рукой она пытается оттолкнуть своего похитителя, а правой рукой в отчаянии прикрывает голову. У ног лежит трёхголовый пёс Цербер, легендарный страж подземных богатств, охранявший выход из царства мёртвых Аида. Вторую скульптурную группу «Геркулес и Антей» выполнил С. С. Пименов. На здании также были установлены барельефные фризы работы Демут-Малиновского «Венера приходит к Вулкану за доспехами Марса» и «Аполлон приходит к Вулкану за изготовленной для него колесницей». РУССКИЙ СЦЕВОЛА --------------------------------------------- Подвиг римского юноши Муция Когда в 509 году до н. э. Рим осадил этрусский царь Порсена, к нему в шатёр проник римский юноша Гай Муций и попытался убить Порсену. Когда это не удалось, он положил свою руку на огонь жертвенника в доказательство верности клятве убивать врагов Рима. Потрясённый мужеством юноши, Порсенна отпустил его и снял осаду города. Юношу, лишившего себя правой руки, стали звать «Сцевола», что переводится как «Левша». Скульптура «Русский Сцевола» стала наиболее выдающимся произведением периода патриотического подъема в стране, вызванного Отечественной войной. В 1813 году Демут-Малиновский выполнил статую «Русский Сцевола». Сюжетом скульптуры стал исторический факт: русский крестьянин, вырвавшись из плена, предпочёл потерять руку, чем иметь клеймо — след рабства. В своём произведении Демут-Малиновский запечатлел тот момент, когда крестьянин только поднимает топор. Такие сильные внутренние качества, как огромная внутренняя решимость, мужество и благородство, нашли своё отражение в широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица. Соблюдая традиции своего времени, мужская фигура почти обнажена, стиль её одежды напоминает классические драпировки. С другой стороны, в трактовке образа скульптор передал национальные русские черты. Это отражено и в широкоплечей коренастой фигуре крестьянина, пропорции которой далеки от классических канонов, и в чертах лица героя, обрамленного короткой бородкой, вьющимися прядями волос. Искусствоведы считают, что это изображение является одним из первых произведений русской монументальной скульптуры, когда с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа. Создание этого произведения получило высокую оценку современников — в 1813 году за «Русского Сцеволу» Демут-Малиновский был удостоен звания профессора. Сама скульптура продолжительное время находилась в музее Академии художеств, сейчас она находится в коллекции Государственного русского музея. ЗДАНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Позже создания арки Главного штаба Демут-Малиновский принимал активное участие в оформлении здания императорской публичной библиотеки (построено. Он создал статую Минервы над фронтоном, фигуры Демосфена, Гиппократа, Эвклида и скульптурный фриз. Здание АЛЕКСАНДРИНСКОГО театра --------------------------------------------------------------------— Когда в 1828—1832 годах здание Александринского театра было перестроено Карлом Росси, Василий Иванович в составе группы специалистов работал над скульптурным оформлением театра. Специалисты считают его автором статуй Терпсихоры и Эрато. Они, увы, не сохранились. НАРВСКИЕ триумфальные ВОРОТА ----------------------------------------------------------------— Деревянные Нарвские триумфальные ворота были созданы в 1814 году Джакомо Кваренги в качестве памятника победе русского оружия в Отечественной войне 1812—1814 годов. Они скоро обветшали и были в 1827—1834 годах перестроены архитектором В. П. Стасовым. Для скульптурного оформления сооружения был приглашён тандем скульпторов. Демут-Малиновский стал автором колесницы в группе Славы, фигур воинов и двух коней, другую часть работы выполнил С. С. Пименов. Кроме того, часть скульптур композиции ворот выполнил известный анималист П. К. Клодт. В. И. Демут-Малиновский скончался 16 июля 1846 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище; в 1930-е перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.