Приключения иностранцев в России
Созидатели П е т е р б у р г а
Первый архитектор Санкт-Петербурга — ДОМЕНИКО АНДРЕА ТРЕЗИНИ.
В России Трезини обрел новую родину, имя и семью.
Он создал в Северной столице целый ряд значительных архитектурных сооружений, которые повлияли на русское зодчество в целом.
Доменико Андреа Трезини родился в небольшой швейцарской деревне Астано в 1670 году.
Семья происходила из итальянских дворян, когда-то обитавших в городе Трезини.
Семья гордилась своим происхождением, и над входом в их дом был размещен родовой герб в виде Андреевского креста французской формы.
Несмотря на то что семья Доменико Трезини была стеснена в средствах, они все-таки решили дать мальчику образование.
Кантон Тессина, в котором проживало очень много выходцев из Италии, славился своими художественными и архитектурными школами.
Из этой местности вышло около 150 довольно известных в Европе зодчих.
В это время Италия была центром архитектурного образования, там были два места средоточия учебных заведений для зодчих: Рим и Венеция.
Так как Венеция была ближе и дешевле, то выбор пал на нее.
Доменико поехал постигать профессию в этот город на воде и через несколько лет получил желанный документ, подтверждающий его квалификацию.
Приглашение из России
В Италии и в родной Швейцарии работы для Доменико Трезини не было.
В это время датский король Кристиан Пятый начал большое строительство – он намеревался возвести оборонительные сооружения вокруг Копенгагена.
Пока Доменико ехал до Дании, там произошла смена власти и новый король Фредерик Четвертый не захотел нанимать Трезини на службу.
Но Доменико все же нашел место и работал на возведении фортификационных сооружений в течение 4 лет.
В те времена между Данией и Россией был заключен военный союз и несколько российских придворных находились в Копенгагене и подыскивали специалистов для реализации замыслов Петра Первого.
Русский посол Андрей Измайлов провел переговоры с начинающим архитектором, специалистом по фортификационным сооружениям.
Трезини было обещано высокое жалованье, «подъемные» и повышение оплаты после того, как он «покажет свое искусство».
Все это оказалось заманчивым, и молодой архитектор согласился поехать в Россию.
Оборонительные сооружения
России срочно нужны были фортификационные сооружения для защиты своих границ от шведов. Но специалистов такого профиля в стране не было, поэтому послы ангажировали архитекторов и инженеров за рубежом.
В 1703 году водным путем из Копенгагена в Архангельск отправился Доменико Трезини.
Затем он добрался до Санкт-Петербурга и поселился в Греческой слободе.
Первый проект, который был поручен архитектору, – форт Кроншлот в водах Финского залива.
Он активно принял на себя руководство работами и за несколько месяцев, несмотря на непривычный для архитектора холод и незнакомый язык, его команда смогла поставить форт.
Он был необычной для русской традиции формы, и постройка вызывала много скептических возгласов. Однако первое же нападение шведов показало, что форт обороноспособен, и это значительно возвысило Трезини в глазах Петра Первого.
В честь победы в Нарве Петр решил возвести там Триумфальные ворота на манер римской традиции. Этот проект он поручил Трезини.
Мощные и парадные ворота Трезини получили прозвание «Петровские»,
они стали настоящим памятником русскому оружию и очень понравились русскому царю.
И он повелел вернуться Трезини к месту строения Санкт-Петербурга и заняться постройкой крепости.
Петропавловская крепость
На Заячьем острове уже несколько возводилась Петропавловская крепость. Доменико Трезини был отправлен на замену умершему управляющему стройкой саксонскому инженеру Иоганну Кирхенштейну.
К этому времени уже основные деревянные стены были возведены, новый инженер должен был завершить постройку кронверка на Городовом острове, заняться укреплением стен, найти способ снизить волновую нагрузку на укрепления во время наводнений и осады.
Доменико заложил первый камень в основание кирпичных стен и активно занялся строительством.
Петропавловскую крепость он будет называть главной постройкой своей жизни.
По приказу Петра в крепости возводят ворота «на манер Нарвских», возводят стены, строят пороховые склады, казармы. Все это сделано очень добротно и монументально. Царь часто посещал стройку и был доволен ее ходом. Трезини укреплял свое положение при русском дворе.
Трезини и Северная столица
После окончания основных работ в крепости Доменико Трезини получает заказ на планирование жилых районов города.
На него возлагалось все больше обязанностей, которые он с большой ответственностью исполнял.
А вот Петр своих обещаний не выполнил, он так и не повысил архитектору жалованья. Но Трезини не роптал.
Первым, не военным проектом архитектора стал собор в крепости.
Петропавловский собор
В 1712 году Доменико Трезини начал работать над проектом Петропавловского каменного собора, взамен деревянной церкви.
Храм должен был стать символом новой России, сердцем Петербурга.
В архитектурном смысле собор – абсолютно западноевропейское сооружение. Его внешний вид строг и лаконичен, доминантой является многоярусная колокольня.
Все великолепие находится внутри собора.
Здесь разместилась императорская усыпальница и великолепный позолоченный иконостас.
Интерьер напоминает самые роскошные парадные залы королевских покоев.
Трезини смог воплотить в камне идею Петра – об устремленности к мощи и высоте духа.
Васильевский остров
Архитектор Доменико Трезини в 1715 году создает план регулярной застройки Васильевского острова.
Большая часть построек по его проектам не сохранилась, но принцип планирования остался прежним.
Петр хотел на острове разместить административный квартал своего нового правительства и велел Трезини подготовить для этого помещения.
Сегодня здание Двенадцати коллегий, построенное по проекту Трезини, является образцом петровского барокко, прародителем которого и стал русский зодчий швейцарско-итальянского происхождения.
Также по его проекту на острове был построен Гостиный двор, не доживший до наших дней.
Собственный дом
Петр Первый велел архитектору построить первый каменный дом для жизни. Здание разместилось на набережной Васильевского острова и стало «типовым проектом», по образцу которого впоследствии много лет велась застройка Петербурга.
Она является образцом петровского барокко, для которого характерны скромность и лаконичность внешнего декора зданий. Дом позже подвергся небольшой перестройке, но и сегодня является украшением Университетской набережной.
Постройки в Санкт-Петербурге
Доменико Трезини в Санкт-Петербурге построил несколько зданий, часть из них не дожила до сегодняшнего дня.
Но можно увидеть широту дарования архитектора в Петропавловской крепости, в планировке Васильевского острова, в его набережной, в Летнем дворце Петра Первого в Летнем саду, в комплексе Александро-Невской лавры.
В 1726 году он начал заниматься расширением Зимнего дворца императора Петра у Зимней канавки, построил второе здание дворца.
Также Трезини занимался проектированием и строительством Галерной гавани.
Влияние Трезини на русское зодчество
На русское градостроительство сильное влияние оказали несколько иностранных зодчих, в том числе Доменико Трезини.
Достопримечательности Петербурга во многом получили свой внешний вид именно благодаря его идеям.
И сегодня то, что Петербург выглядит так по-европейски, во многом заслуга Трезини.
Также он воспитал выдающегося русского архитектора М. Земцова, который немало сделал для развития отечественного зодчества и облика Петербурга.
Частная жизнь
Трезини был трижды женат.
Первый раз он сочетался браком еще по дороге из Венеции в Швейцарию. В том браке у него родилось три дочери. Но жену он с собой в Россию не взял.
О второй жене зодчего ничего не известно, но в этом браке у него родился долгожданный сын Петр (Пьетро), крестным отцом которого стал император Петр Первый. Позже Пьетро станет архитектором и тоже будет работать в России, с М. Земцовым.
Третий брак стал самым длительным и удачным для зодчего.
Мария-Карлотта прожила с ним до конца его дней, родила дочь и четырёх сыновей.
Наследие и память
До нынешнего дня дожили 16 строений Д. Трезини в Санкт-Петербурге, но его основное наследие – это планировка Васильевского острова и формирование облика Северной столицы.
Сегодня имя Трезини вписано во все учебники по русской архитектуре.
В конце 20 века возникла идея поставить памятник Доменико Трезини в Северной столице.
И в 2014 году в Санкт-Петербурге появился монумент в честь выдающегося архитектора.
Творения Трезини сегодня являются частью обязательной программы при изучении русского зодчества, ведь без него облик Санкт-Петербурга и России был бы иным.