Снятие с креста
Питер Пауль Рубенс
Фландрия, около 1617-1618 гг.
Эрмитажная картина, украшавшая в XVII в. алтарь церкви Капуцинского монастыря в городе Льере, является репликой центральной части монументального триптиха, созданного Рубенсом в 1611-1614 гг. для собора в Антверпене. Тема снятия с креста традиционно использовалась в искусстве для иллюстрации христианского догмата искупления первородного греха и таинства Причащения. Тело Христа бережно поддерживают Иосиф Аримафейский, Никодим и юный Иоанн. Мария, в последний раз обнимающая сына, символизирует христианскую добродетель смирения. Золотоволосая Магдалина, принимающая на руки Иисуса, олицетворяет идею покаяния. В то же время ее мощная фигура создает опору для всей подвижной и неустойчивой композиции. Цветущая, роскошная, облаченная в сверкающее шелковое платье, Магдалина предстает воплощением самой Жизни. Колористическое решение картины необычайно богато. Холодные желтовато-зеленоватые тона мертвого тела, контрастируют с киноварно-алым облачением Иоанна и переливающимися винно-розовыми складками платья Магдалины.